РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Республиканский проект "Родительский университет"




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
3 КЛАСС

 Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Вопросы для обсуждения:

1.Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей? 


В рамках подготовки к занятию "Родительского университета", рекомендуется изучить памятки:

Памятка для родителей

«Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых».

1. Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

2. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

3. Находясь с ребёнком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

4. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

5. Учите ребенка смотреть по сторонам. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

6. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

7. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

8. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

9. Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих, увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен. Их цельзаинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.















Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

 Истинное воспитание ребенка – в воспитании самого себя.

Л. Толстой 

Встреча в рамках проекта "Родительский университет" пройдёт в форме круглого стола. Понимание внутренних механизмов психического развития, знание возрастных и физиологических особенностей детей-третьеклассников поможет нам акцентировать внимание на проблемах данного возрастного этапа. Опираясь на эти знания, мы сможем помочь детям справляться с трудностями и оказать им поддержку в различных ситуациях школьной и семейной жизни.

Информационные материалы


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Возрастные особенности третьеклассников

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком.

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Другая важная особенность этого возраста качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми — учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.

Развитие внимания

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.

Развитие памяти

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей.

Развитие мышления

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ


     Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких

идет довольно равномерно и пропорционально.

Костная система младшего школьника еще находится в стадии

формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено. В костной системе еще много хрящевой ткани. Чрезмерные физические нагрузки быстро приводят к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развивается нарушение осанки, сколиоз.

Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном

возрасте также еще не заканчивается полностью. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. В школьном возрасте отмечается самая высока частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

Происходит функциональное совершенствование мозга –

развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной

активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.

Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях.

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

«Дети приходят в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Малыша пугает даже мысль о том, что на него могут смотреть как на лодыря или неудачника. Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детской радости. Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызвавшим обиду или же равнодушием. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и переживание той мысли, что я делаю шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания» 

В.А.Сухомлинский

  (В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям")

Уважаемые родители, первая встреча в рамках республиканского проекта "Родительский университет" пройдёт в форме диалога-спора. Все вопросы, которые будут предложены для обсуждения, будут являться открытыми; на них нет и не может быть единственно правильного ответа; главным результатом является всестороннее осмысление проблемы значения школьной отметки в жизни ребёнка.

Проблемное поле диалога-спора

Проблема школьной отметки с позиции ребенка.

Безотметочное обучение "За" или "Против"?

Влияние отметки учащегося на уровень самооценки родителя.

Анализ видеокейсов:

«Телефонный разговор» («Ералаш», выпуск № 15)

 «Я к вам опять…» (фрагмент из к/ф «Доживем до понедельника»)

Стимулирующая функция отметки.

Отношения к отметкам ребёнка со стороны родителей. 

Обсуждение педагогических ситуаций:

-  Ребенок пришел домой и сказал, что его не вызывали. Потом оказалось, что он получил двойку и соврал. Как быть?

-  Ребенок учится на 5-6 баллов, но родители считают, что он может учиться гораздо лучше. Что им делать?

-  Ребенок по математике успевает отлично, а с языками – проблемы. Возможные действия родителей?

-  Ребенок выполняет домашние задания очень небрежно, учится из-под палки, на плохие отметки не реагирует, но при этом все свободное время уделяет лепке, и у него это очень хорошо получается. Как быть?

-  Ребенок получил 10, но потом оказалось, что на контрольной ему «помог» сосед. Что будете делать?

-  Родители за хорошие отметки ребенку дают небольшую сумму денег, за плохие – забирают. Спрогнозируйте последствия таких «рыночных» отношений.

-  Домашние задания делаем вместе с ребенком. Дома все отвечает без запинки, а из школы приносит плохие отметки. Почему так происходит и что с этим делать?

Родители ребенка за плохие отметки не наказывают, даже не ругают. Но он все равно прячет дневник, вырывает листы из тетради и т.д. В чем причина и что с этим делать? 



Советы родителям

Не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и семерка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи.

Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в наших глазах хорошим. Если таким быть не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Отметка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского мальчика или девочки.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку отметки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь сами разобраться в ситуации.

Не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить.

Ребенок должен быть не объектом, а соучастником отметки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения.

Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет и иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Когда берете в руки тетрадь ребенка с плохой отметкой, используйте технологию активной оценки: сначала найдите и покажите, что получилось хорошо; потом посмотрите, в чем были ошибки и определите возможную их причину. После этого совместно обсудите, над чем конкретно нужно поработать, чтобы в следующий раз такой ошибки не было.

Представьте себе, что ребенок принес из леса корзину грибов, среди которых оказались ядовитые. Даже если вы поругаете и накажете ребенка, он не поймет, чем они отличаются, если его этому не научить.

Если ребенок долго трудился, но результат его труда не высок, то объясните ему, что важен не высокий результат, а каждодневный, упорный труд для достижения цели: «В следующий раз получится!».

Каждый раз, когда вам хочется поругать ребёнка за плохую отметку или за плохо сделанную работу, улыбнитесь и подумайте, а захочет ли ваш ребенок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

Постарайтесь убедить ребенка, что цените его независимо от его школьных успехов. Объясните ему, что нельзя допустить, чтобы отметка полностью определяла его настроение, состояние и представление о самом себе.

Чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, помогайте ему, но не ради отметок, а ради новых знаний и интересов.

Отмечайте отметки только как способ измерения тех знаний и навыков, что он приобрел. Отмечайте ошибки, которые ребенок уже исправил.

В ваших отношениях школа – это проверка на то, смогут ли родители защитить своего ребенка или нет. Ребенок-школьник должен понимать, что у него есть дом, где его всегда поймут и не дадут в обиду. Он всегда должен чувствовать, что вы с ним с одной стороны, а на другой – его отметки, ошибки, страхи. Школа – это серьезное испытание, которое родители и дети должны пройти вместе.

Если у ребенка есть к чему-то склонности, приучайте к тому, что всё равно нужно постоянно трудиться. Даже сплошные десятки по предмету – это не повод расслабиться. Ставьте цели, которые не зависят от отметок.

Вспомните, чему вы давно хотели научиться: выучить язык, вязать, водить автомобиль или печь пирожки? Начните этим заниматься сами, и вы очень скоро убедитесь, как непросто приобрести новое умение.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть! 

Дополнительные материалы для ознакомления


 Уроки Шалвы Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, доктор психологических наук, член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики. Полное собрание его сочинений насчитывает 20 томов, а одной из первых была книга «Здравствуйте, дети!», в которой автор рассказывает о своем опыте работы учителем начальных классов.

«Нужны ли отметки педагогам?

Пусть сами за себя решают мои коллеги. Что касается меня, они мешали бы мне радоваться каждой встрече с детьми.

Может быть, тогда отметки нужны родителям, чтобы знать, как учатся их дети?

Скажу откровенно: вряд ли желательно давать родителям отметки успеваемости их детей. Что они будут делать с этими отметками?

Сами цифры не скажут ровным счетом ничего о конкретных успехах и неуспехах ребенка. Что им скажет, допустим, цифра «2» по математике? Разве она расскажет мамам и папам, что ребенок еще не может складывать числа в пределах десяти, что он допускает ошибки при решении задач типа «В магазин привезли 8 ящиков яблок, было продано несколько ящиков. Осталось 3 ящика. Сколько ящиков яблок продали?»? Разве объяснит эта цифра, по какой причине ребенок не смог ответить педагогу сегодня на уроке на вопросы: где в примере первое слагаемое, второе слагаемое, сумма? И наконец, разве сможет она посоветовать родителям, в чем и как помочь ребенку? Цифра эта не умеет говорить на таком языке.

Зато она умеет ябедничать, она так и бежит к папе: «Присмотри за ребенком! Он ничего не хочет делать!».

Думаете, «5» и «4» несут с собой радость? Часто они вызывают успокоение и праздность родителей в отношении воспитания ребенка: «Какой он у нас умный! Раз он так хорошо учится, значит, наша помощь ему не нужна!»

«Малыши и слышать не хотели бы о них, но когда так усердно, каждодневно, всюду – в школе, дома, в любом социальном кругу – мы показываем и доказываем детям зависимость характера наших отношений от полученных ими отметок, то что же детям делать? Они же понимают, что полностью зависят от нас, и не хотят жить без нас, они привязаны к нам, любят нас, и потому у них не остается другого пути, как стремиться к отметкам, чтобы угодить нам»… 


 Эти размышления были написаны почти 40 лет назад, но они не только не устарели в ХХI в., но получили дальнейшее развитие. 


Фрагменты статьи белорусского учителя начальных классов

«Спросим любого первоклассника, как он хочет учиться – с отметками или без них? Можно не сомневаться – все хотят отметок! Дети в силу возраста не догадываются, что отметки – это не только сладкие и вкусные десятки, но и горькие двойки. И если бы изначально мы именно так и спрашивали: «Хочешь ли ты получать плохие отметки?», то вряд ли бы услышали положительный ответ. Дети ждут именно хороших отметок, а не просто отметок.

«Ну и замечательно, – говорят взрослые, – значит, будут стараться, станут добросовестно заниматься». И на первый взгляд кажется, что всё правильно, ведь одна из функций отметки – стимулирующая. Только мы не учитываем специфику возраста. За долгие годы работы в начальной школе я не встречала ни одного ученика, который, получив «нехорошую цифру», сознательно и самостоятельно стремился бы ее исправить. Ребенок мог расплакаться, огорчиться, разозлиться или впасть в апатию, то есть отреагировать эмоционально, но не конструктивно, деятельно, так, как мы себе это представляем (взять учебник и начать зубрить).

Поэтому двойка стимулирует не самого ученика, а его родителей, которые в лучшем случае начинают дополнительно заниматься, чтобы ликвидировать пробелы, а в худшем берутся за ремень. Потому что очень часто взрослые школьные отметки воспринимают как свои собственные, как некий внешний показатель личной успешности и состоятельности, и ощущают себя не как родители двоечника, а как родители-двоечники. И ребенку, который посмел их «опозорить», мало не покажется.

«Ведь чего там сложного в начальной школе? – думают родители. – Что там делать? Это он специально, назло нам учиться не хочет!».

А теперь представим аналогичную ситуацию: маму или папу отругал начальник, вполне справедливо объявил выговор и лишил премии (тоже ведь бывает, не так ли?), а потом дома с ними «за это» не разговаривают, не позволяют смотреть телевизор, ходить в гости и т.п.

Однажды в моей педагогической практике был случай на замене, когда девочка, получив тетрадь после контрольной, упала на колени и зарыдала: «Не ставьте в дневник, меня папка убьет!» Когда я рассказываю эту историю учителям, то все единодушно становятся на сторону ребенка и предлагают разные «решения» проблемы: «Надо было дать ей возможность переписать!», «Нужно поставить отметку выше!», «Не ставить вообще, даже в журнал!» и т. д.

Но тогда получается, что тем, кого дома не бьют, двойки ставить можно? Или, может, на всякий случай всем будем только «отлично» ставить? Но такая «доброта» в подобных ситуациях приводит к девальвации самой отметочной системы.

К счастью, такие крайние случаи довольно редкие. А массово мы сталкиваемся с другим: когда нашему ученику с первых дней внушается мысль, что 2 – это плохо, а 10 – хорошо, то потом практически ежедневно мы наблюдаем подсказки и списывание, выпрашивание отметок и исправления в дневнике, то есть всевозможные способы получения заветной цифры. И наоборот: как только объявляешь, что за данную работу отметка выставляться не будет, тут же можно услышать недовольный гул: «А чего тогда напрягаться?».

Поставив во главу угла воспитательно-стимулирующую функцию отметки, мы часто забываем о ее прямом назначении – констатирующей роли. Грамотное отношение к отметкам должно быть как к линейке или градуснику: измерение «температуры» успеваемости, чтобы в случае необходимости назначить соответствующее «лечение». Но это можно сделать только тогда, когда «пациент» спокойно и нормально относится к данной процедуре, не сбивает температуру и не прячет градусник из страха, что его потом будут ругать или наказывать…

Перед учителем начальных классов, несмотря на множество критериев оценивания, постоянно встает проблема, что нужно оценивать: прилежание и трудолюбие или результат? Если старательность – то многие наши отличники, которые схватывают на лету, – из троек никогда будут вылезать; если достигнутый уровень – то ребята, испытывающие трудности в обучении, быстро поймут, что учи – не учи, а выше головы не прыгнешь… И поэтому объективные критерии превращаются в субъективные, и удельный вес Петиной отметки совсем не такой, как у Васи. А так как ни один, ни другой по причине малолетства причинно-следственную связь установить не могут, то думают, что все дело в отношении учителя, который их «любит» или «не любит».

Мы начинаем спорить и доказывать, что выставляем отметки объективно, по заслугам, но при этом точно так же, как родители, где-то в глубине считаем, что все дети способны хорошо учиться, причем по всем предметам, и все дело только в том, что они «не стараются». Но ведь это не так! И вместо того, чтобы помочь каждому определить свои склонности и способности и затем их целенаправленно развивать, мы начинаем дополнительно заниматься с Пушкиным математикой, а с Эйнштейном – грамматикой. Но тот же Эйнштейн писал, что если рыбу оценивать по способности летать, то она будет вечной неудачницей. К счастью, рыба живет по принципу природосообразности и от двойки за полеты не страдает в отличие от нашего школьника. (Однажды я увидела плачущего ученика, который пояснил, что рыдает из-за того, что никак не научится определять падежи. Я спросила, а почему он не расстраивается, что не умеет проходить сквозь стены или не знает марсианского языка? Мальчик был настолько обескуражен этими вопросами, что слезы высохли мгновенно.) Но тут прячется еще один подводный камень: если бы рыбе пришлось сдавать экзамен по теории летного дела, то при хорошей памяти она могла бы получить баллы выше, чем голуби с орлами! И опять-таки, что оценивается: формальные знания, которые в информационную эпоху держать в голове совсем необязательно, или практические навыки и компетенции, высокий уровень овладения которыми зависит не только от усидчивости?

Сторонники отметочного обучения нередко выдвигают такой аргумент, что отметка у ученика – это все равно что зарплата у взрослого. И снова мы лукавим, забывая, что зарплату мы получаем за то, что УМЕЕМ делать, а школьнику отметка ставится за НЕУМЕНИЯ. Музыкант-виртуоз может не уметь водить машину, краснодеревщик не обязательно владеет программированием, но в расчетном листе, в отличие от дневника, подобные «средние баллы» не отражаются!

На минутку представим, что учителю начисляют премии за то, что он знает (методику преподавания, возрастную психологию, организацию внеклассной деятельности и т. д.), и тут же выписывают штрафы за то, чем он не владеет (логистикой, нефтедобычей, юриспруденцией, пилотированием и пр.). И что дальше: учителя побегут скорей учиться или станут возмущаться, зачем им это нужно?

Тогда, может, обратиться к другому опыту? Вспомнить, с каким азартом, с каким восторгом наши дети любят осваивать что-то новое и потом демонстрировать свои успехи? «Посмотрите, как я катаюсь (ныряю, вышиваю, танцую и т. д.)!». Им не нужны никакие отметки, радость от ощущения «я могу, у меня получается!» гораздо сильнее (особенно, когда есть кому показать свои достижения). Может быть, та школа радости, которую придумал Шалва Амонашвили, и возможна только в условиях безотметочного обучения, а в погоне за отметками мы теряем естественную познавательную потребность?»… 

 

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Комментариев нет:

Отправить комментарий